Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Я уже много писал про зависимое поведение. Про его виды, факторы риска, профилактику и многое другое. А сегодня я напишу, про проблемы в терапии зависимых.

Но для того что бы понять те проблемы, которые возникают в терапии и реабилитации зависимых, нужно разобраться в сути самого явления зависимости.

А суть зависимого поведения, заключается в том, что по сути - это симптом. Да, да, я не ошибся. То есть конечно зависимость - это хроническое заболевание, но по большому счету это поведенческий симптом, который сигнализирует, что человек находится в условиях, когда он не может удовлетворить жизненно важную потребность. И человек пытается, одну потребность, удовлетворить с помощью другой. По сути это крайний вариант психзащиты, которая носит название "замещение".

Соответственно теперь представьте себе ситуацию:
Жил был на свете интернет-зависимый мальчик Ваня. Жил он в городе герое Санкт-Петербурге. Жил он себе не тужил, рубился в интернет игры, пропускал школу, жрал перед компьютером, раз в месяц посещал ванну и было ему хорошо.
Но одним, далеко не самым прекрасным утром пришли к нему в квартиру социальные педагоги и сказали: "Собирайся Ваня, везем мы тебя в реабилитационный центр, лечить от компьютерной зависимости".

Взяли они за белые ручки и отвезли в реабилитационный центр, за городом. И занимался он там спортом, трудотерапией, общался с другими ребятами, учился и вообще развивался. Прожил о там месяц и вернулся домой.

И что он увидел дома? А дома он увидел папу алкоголика, мать которой на него наплевать, пустой холодильник. Пошел он утречком в школу, и что он там увидел? А там он увидел, что никто с ним не общается, что за материалом он не успевает. И что думает наш Ваня? А думает он так: чего то день сегодня, напряжный, нужно расслабится. А как расслабится? А в компе чуток поиграться? Ну а дальше он и уходит в "компьютерный запой".

К чему я все это пишу? А вот к чему, зависимость - это системная болезнь. А что это значит? А значит это, что работать нужно не только с зависимым, но и с его окружением (как минимум семьей).
Причем работа с семьей будет такой же сложной, а может и сложнее работы с зависимым.
Потому что созависимым, так же как и зависимым свойственны анозогнозия (отрицание собственного заболевания) и нежелание что то менять (так как они тоже имеют выгоды с того что их близкий зависим)

Комментарии
20.01.2011 в 13:26

Бездна отменяется, а сожалеть о содеянном будете молча и в темноте. (с)
В свое время мне одна из преподавательниц, долгое время работавшая с зависимыми, рассказывала, что существуют два вида зависимости: один психологический (это как раз то, что у Вас описано), а другой - физиологический. Последний закладывается на генетическом уровне и не излечивается, поскольку связан с особенностями работы мозга. Можно только научиться его контролировать и изменить зависимость на социально-приемлемую и не разрушительную для организма. Вы что-то об это знаете?
20.01.2011 в 13:40

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Готичная блондинка ага.
Фокус в чем. Существует ряд биологических факторов которые как бы закрепляют зависимость
1. Это нейромедиаторный дисбалланс. Когда изначально головной мозг вырабатывает недостаточно эндорфинов, что вызывает физиологическую потребность в получение "кайфа" (это передается же на генетическом уровне)
2. Минимальная мозговая дисфункция. Очень часто при ней подавляются тормозящие процессы. И для того что бы как то себя контролировать человек испытывает потребность в седативных препаратах
3. Нарушения межполушарной ассиметрии в головном мозге, что вызывает пониженный фон настроения
4. Биполярные аффективные растройства (которые имеют под собой физиологическую основу), да и депрессии также факторы риска
20.01.2011 в 20:43

Причем работа с семьей будет такой же сложной, а может и сложнее работы с зависимым Да это всегда будет сложнее.
Большинство зависимых от чего-либо подростков как правило из неблагополучных семей. Вылечить от зависимости ребят возможно, сложно, да, но реально, а вот всю семью - нет. Так получается, что системную болезнь вылечить не удастся, пока не изолировать пациента?
20.01.2011 в 22:10

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Падший ангелок Большинство зависимых от чего-либо подростков как правило из неблагополучных семей.
Ну как тебе сказать. Вообще-то все созависимые семьи неблагополучны. А процентное соотношение асоциальных и не асоциальных семей практически поровну

Вылечить от зависимости ребят возможно, с
Увы нельзя. Можно добиться ремиссии. Но на прежних позиций уже не достичь. Стремление уйти от реальности будет очень большим

а вот всю семью - нет
Ну как сказать. Семья - это система, а система стремится к стабильности. И соответственно есть три пути. Либо семья будет улучшаться вслед за человеком проходящим терапию, либо она будет ухудшаться, либо распадется

Так получается, что системную болезнь вылечить не удастся, пока не изолировать пациента?
Изоляция не означает выздоровления (там вообще нельзя говорить о выздоровлении как таковом), но при грамотном подходе, можно сформировать ряд адаптивных механизмов.
22.01.2011 в 13:39

Стремление уйти от реальности будет очень большим
согласна, что виртуальность будет привлекательнее, но можно вернуться на прежние позиции вернуться можно. И вот с этим я с вами не соглашусь. При правильном подходе, я уверена, возможно так сказать излечение.
А можно еще спросить про биологических факторов которые как бы закрепляют зависимость?
Возможно ли различить биологические это факторы или же нет? Их возможно выявить без медицинского обследования?
22.01.2011 в 17:29

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Падший ангелок И вот с этим я с вами не соглашусь. При правильном подходе, я уверена, возможно так сказать излечение.
Вы можете со мной не соглашаться, но весь предыдущий опыт терапии зависимостей говорит, что вернуться на те же позиции нельзя. Возможна ремиссия, когда человек не юзает инет. Но если он начнет его пользовать, то сорвется.
Если проводить аналогию, алкоголик может не злоупотреблять алкоголем, но если он внезапно попробует, то сорвется и уйдет в запой.

Возможно ли различить биологические это факторы или же нет?
Они все так перемешаны друг с другом, что отделить одно от другого трудно. Да и вообще зависимое поведение всегда имеет в основе множество факторов.